История похоронных обрядов на Руси — от язычества до православия — информационные новости от компании «Неаполь»
Каталог товаров
  • Венки, Хвоя, Ленты
  • Цветы, Букеты, Зелень, Декор
  • Гробы, Урны, Фурнитура
  • Кресты, Ограды, Памятники
  • Обрядовые предметы
  • Одежда и обувь
  • Ритуальный Текстиль
  • Ткани и швейная фурнитура
  • Сувениры, Логотипы
  • История похоронных обрядов на Руси — от язычества до православия

    История похоронных обрядов на Руси — от язычества до православия

    У древних славян было немного другое представление о загробной жизни. Да и относились они к обряду захоронения иначе, чем мы.

    В основном, все обряды строились на вере в необходимость достойно проводить умершего в последний путь. От того, как человек провел свое время на земле, зависело и то, куда он попадет — в Правь, царство светлых и праведных душ, или Навь, темный мир, где обитали люди, сотворившие множество грехов и плохих дел. В Нави души очищались какое-то время перед тем, как зайти в Правь, а там уже готовились и ждали своего перерождения в Яви, мире людей. О вере в реинкарнацию, кстати, свидетельствуют и раскопки древних могил, в которых тела лежали в позе эмбриона: считалось, что так душа сможет поскорее вернуться на землю, завершив цикл жизни.



    Схема представления мироустройства дрених славян




    Схема представления мироустройства дрених славян

    Традиций и обрядов по захоронению было много, как и народов. Но среди всех них можно выявить связь с четырьмя стихиями природы. Есть уже знакомые нам — кремация или погребение в землю. У православных последнее связано в том числе и с Библией: «… доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься…» (Бытие 3:19).

    Кроме того, была еще связь с воздухом и водой. Считалось, что сама душа перед уходом в иной мир должна была совершить последнее омовение, чтобы отправиться в путь чистой. Для этого рядом с умирающим человеком сидела женщина, которая стерегла душу, а возле кровати стояла чашка с водой, которой душа должна была омываться.

    После смерти покойного клали на лавку головой к красному углу, тело омывали, одевали в чистые облачения, глаза накрывали монетками, чтобы они не открылись — для облегчения перехода души в иное царство, — затем накрывали белым полотном, завешивали зеркала, чтобы ушедший не забрал кого-то с собой. Стоит уточнить, что в те времена не было привычных нам сейчас зеркал, люди пользовались отполированными пластинами из меди или бронзы — зерцалами.

    Во многих поселениях люди совершали специальный обряд выноса умершего из дома. Проходил он так: в жилище собирались родственники и соседи, они непринужденно общались, а когда усопшего нужно было выносить, все начинали горько плакать. Тело выносили ногами вперёд потому, что это было символом самовольного выхода из дома. После нужно было провести ритуалы, чтобы прогнать несчастье и дух смерти из избы, а также закрыть дверь в мир Нави и не привлечь новых бед в семью. Кто-то мыл полы с солью, кто-то подметал вслед за гробом, кто-то ставил полено, камень или квашню на место, где лежал умерший.



    Похороны знатного руса в Булгаре




    Похороны знатного руса в Булгаре

    Что же происходило в доме после трехдневного нахождения усопшего и чтения различных напутствий душе и обращений языческим богам? Ближнее окружение готовилось к похоронам, а потом к поминкам или «тризне» — пиру, который устраивали в честь «перехода» умершего в другой мир. Было принято праздновать это событие и вспоминать об ушедшем только хорошее. Грустить люди не хотели, поскольку знали, что скоро все они окажутся там же, где и он, так что разлука не будет долгой.

    В некоторых деревнях при похоронах должны были присутствовать плакальщицы — женщины, которые сопровождали похоронную процессию специальными песнями и громким рыданием. Также они давали советы, что следует делать и как себя вести.

    Похоронные ритуалы.

    Наиболее частым тогда был обряд кремации.

    Хоронили иногда не только умершего, но и его скот, домашних животных, воинов с оружием, мужей с их вдовами, как бы кошмарно это сейчас не звучало. Всех их клали в просмоленную ладью и на закате солнца сжигали. Естественно, останки после костра просто так не оставляли, если пепел разлетелся по ветру, то остальные части просто разбрасывали по лесам.

    В землю хоронили просто: закапывали тела без гроба — просто засыпали их слоем земли. Однако позже эта традиция практически перестала существовать.



    Кремация в ладье




    Кремация в ладье

    Существовало и воздушное захоронение. Это довольно дикий для нас, но достаточно распространенный на тот момент обряд среди народов Сибири, Кавказа, Урала и других регионов, через которые перемещались время от времени кочующие племена. Гроб подвешивали на большое дерево, зачастую в гроб клали предметы быта усопшего. У мокшан (прим. ред. этническая группа мордвы), например, такие сооружения назывались «Урля» или «Уркспря». Позже начали хоронить на высоких пнях, помещая мертвых людей в срубы из вырубленных деревьев. Такие воздушные обряды, по мнению предков, помогали умершим как можно скорее попасть в загробный мир, а также находить свои захороненные тела, возвращаясь с того света, чтобы не терять бессмертие.

    Что ж, прошло много веков с тех пор, вышеперечисленные экзотические обряды у нас сейчас практически никто не использует, за исключением малочисленных коренных народов. Однако, наследие язычества все же сохранились в нашей жизни, даже у православных.

    Связано это, скорее всего, с тем, что, во-первых, переход от одной религии к другой на Руси был очень длинным и болезненным процессом. В некоторые времена складывались даже тенденции «двоеверия».



    Князь Владимир свержение языческих идолов




    Князь Владимир свержение языческих идолов

    Во-вторых, ещё до принятия новой веры язычники сталкивались с христианскими регионами. Например, в Киеве, в середине X века в храме Святого Ильи, где славяне вместе с христианской общиной разрабатывали русско-византийский договор 944 г.

    Такие контакты двух культур оставили на их носителях заметный отпечаток. Православные похоронные ритуалы сейчас все же отличаются от тех, что проводили наши далекие предки.

    Чтобы умерший предстал перед царством небесным и Богом с чистой душой и чистым телом, совершается омовение, затем, облачение в одежды и, наконец, тело умершего кладут в гроб со специальной иконкой в руках. Руки складывают крест накрест, покрывают усопшего белым саваном (специальным одеялом), читают канон — «Последование по исходе души», заупокойную литию и другие молитвы об упокоении. После же идёт отпевание в храме, погребение, когда священник читает молитву, а каждый присутствующий бросает горсть земли на крышку гроба. В конце люди закапывают могилу, ставят на ней крест и устраивают поминки на девятый, сороковой днии, затем на годовщины смерти.

    Хоронят православных, согласно правилам, на 3 день после того, как человек умер.



    Православное отпевание




    Православное отпевание

    Собственно, мы сами видим, что некоторые этапы совпадают с тем, что делали славяне-язычники. Кремация, к тому же, не исчезла повсеместно даже среди христиан, особенно у католиков и протестантов. У православных верующих до сих пор принято завешивать зеркала, когда умерший еще лежит в доме; после выноса тела, полы и все жилище освящают святой водой, а вместе с покойным кладут его вещи.

    Безусловно, говорить о смерти своей или наших близких нам очень тяжело, но стоит помнить, что ни для кого из нас это не конец, а лишь начало новой вечной жизни. Задача наша заключается в том, чтобы провести свои годы как можно ярче и осмысленнее. Берегите себя!
    Источник - Я.Дзен

    04.06.2023

    Возврат к списку