Погребальные обряды Чуваш — информационные новости от компании «Неаполь»
Каталог товаров
  • Венки, Хвоя, Ленты
  • Цветы, Букеты, Зелень, Декор
  • Гробы, Урны, Фурнитура
  • Кресты, Ограды, Памятники
  • Обрядовые предметы
  • Одежда и обувь
  • Ритуальный Текстиль
  • Ткани и швейная фурнитура
  • Сувениры, Логотипы
  • Погребальные обряды Чуваш

    Погребальные обряды Чуваш

    Погребальные обряды Чуваш

    Когда становится очевидно, что человек стоит на пороге жизни и смерти, чуваши созывали ближайших родственников и соседей в дом к умирающему и в их присутствии спрашивали у умирающего его последнюю волю относительно похорон и, если умирал отец семейства, завещание. У изголовья кровати умирающего или на подоконник рядом ставили миску с водой, чтобы вышедшая из тела душа могла умыться перед тем, как отправиться в загробный мир.

    После наступления смерти чуваши старались как можно быстрее снять и вынести из дома одежду, в которой человек умер. Такая одежда, согласно чувашским поверьям, несла потенциальную опасность, однако объяснялось это по-разному. Согласно одному из поверий, в нательной одежде покойника побывал дух Эсрел1, и чтобы он покинул дом, необходимо было сперва разорвать одежду, а затем выбросить ее за пределы селения. По другой версии, в рубашке умершего после смерти находилась его душа. Ее затем ополаскивали и клали к умершему в гроб.

    Обмывали покойника проточной водой. На реку (по иным источникам, к специальному ритуальному оврагу- вилнĕ çын варĕ2 отправлялись трое его ближайших родственников: двое мужчин и женщина, если умер мужчина, и две женщины и мужчины - если женщина. С собой они брали моток ниток, монетку и острый железный предмет. Деньги служили жертвой водяному(вуташ), оставленная нитка становилась дорогой душе покойного на тот свет. Топор или нож должны были отпугнуть злых духов и помешать им последовать за родственниками домой.

    По разным источникам, обмывать умершего должны были родственники одного с ним пола или только женщины. Сперва тело мертвеца перекладывали на пол, подстелив под ним луб, покрытый слоем соломы, и приступали к обряду. Обмывали покойника немного нагретой в котле водой и мылом, при чем умывальщики должны были предварительно обернуть руки тряпками, чтобы не касаться его кожей. Предметы, использованные во время погребения, обладали особой силой, поэтому от них нужно было избавиться. Обычно их зарывали за границей поселения, в других случаях могли отнести к ритуальному оврагу. Туда же чуваши выливали воду, оставшуюся после обмывания.

    Перед тем как положить умершего в гроб, его одевали в самую лучшую его одежду, обязательно развязав на ней все узлы. В рот ему чуваши клали монетку или драгоценный камень сердолик. Существовал также обычай закрывать глаза, уши и рот мертвеца шелковыми нитками. Все это должно было помочь душе на том свете пройти допрос о том, какую жизнь она провела. Например, если бог интересовался о том, почему человек не соблюдал религиозные обычаи и не читал нравоучительных книг, тот мог сослаться на плохое зрение или слух. Сердолик во рту призван был показать, что умерший не сплетничал и не ругался.

    Все приготовление к похоронам производились незадолго или непосредственно в день смерти. Изготовление гроба и рытье могилы начинали те, кому покойный это поручил на смертном одре, только потом к ним могли присоединиться остальные. Перед тем, как уложить тело в гроб, его днище выстилали куском холста и березовыми вениками, затем к мертвецу клали его любимые вещи или предметы первой необходимости: теплую одежду, нож, трубку, если он курил, музыкальный инструмент - если играл, пищу (орехи или блины), ветки шиповника и рябины. Все это должно было обеспечить тому комфортный путь и пребывание на том свете. Молодым девушкам могли положить в гроб специальные головные уборы, приговаривая, чтобы в загробном мире они обязательно нашли себе пару (то же рекомендовали и холостым мужчинам).

    Пока одни стругали гроб, другие родственники отправлялись рыть могилу. Они брали с собой кусок хлеба и сыр, которые должны были стать платой «хозяину кладбища» (первому человеку, похороненному на нем) за новую могилу. Копать начинали с запада на восток, чтобы усопший мог видеть восход солнца. Могильную яму рыли на глубину чуть больше его роста, причем обязательно до красной глины, иначе во время конца света злой дух Хура тапра диекен3 - мог сожрать с землей и гроб умершего. За рытье могилы было принято платить едой – супом и блинами.

    Перед тем, как опустить гроб в яму, туда бросали кусочки хлеба и сыра, а в некоторых случаях еще и деньги. У некоторых чувашских групп было принято над гробом устанавливать дощатое перекрытие и только потом засыпать могилу землей. Затем участники церемонии трижды обходили по движению солнца и после каждого обхода бросали на нее горсть земли, приговаривая «да будет легкой земля над тобой». После этого скорбящие возвращаются домой, не оглядываясь назад. После похорон в дом заходили только предварительно помыв руки. Каждому из помогавших организовать церемонию хозяйка раздавала нитки, полотенца и куски белой ткани.

    Поминки справлялись в день похорон, а затем на 3-ий, 7-ой и 40-й день. Перед церемонией чуваши старались принять баню. Само пиршество сопровождалось различными обрядами, заклинаниями и молитвами. Хозяйка дома давала каждому пришедшему выдернуть из мотка по три нитки – они, по поверьям, обладали целебной силой. Их следовало как можно скорее повязать на больное место или вшить их в одежду. Затем на место, где скончался человек, ставили немного еды и стакан водки, пива или другого алкогольного напитка. Только после этого собравшиеся могли приступить к трапезе. По ее окончании, глава дома, три женщины и двое мужчин на повозке возвращались к новой могиле. С собой брали понемногу от каждого угощения, а также вареную голову барана и его внутренности: легкие, почки и печень. В изголовье могилы ставили восковую свечу и зажигали ее – пока она не догорит, никто не может вернуться домой.

    Особый поминальный обряд юпа проводился осенью. В честь умершего в этот год родственника устанавливали специальный деревянный поминальный столб (который и назывался юпа), который должен был изображать покойника. Для мужчин обычно выбирали дуб, для женщин – липу. Иногда чуваши делали несколько глубоких зарубок на верхней части столба, иногда вырезали глаза, нос и рот. У некоторых чувашских групп принято было символично намечать на юпе замужней женщины изображение нагрудных украшений.

    Традиционные ритуальные принадлежности можно приобрести на нашем сайте. Если ваш заказ персонален, то его можно согласовать с менеджером и запустить в производство. Важно помнить, что такая возможность у вас есть. Достаточно лишь позвонить менеджеру 8(800)250-03-13.



    1 -  традиционных верованиях чувашей дух смерти. Согласно мифологии, он приходил к человеку и забирал его душу.
    2 - (в пер. овраг мертвеца) на окраине селения.
    3 - «Поедающий черную землю»

    Материал взят с сайта городской специализированной службы по вопросам похоронного дела.

    14.11.2022

    Возврат к списку