Погребальные обычаи народов Крайнего Севера — информационные новости от компании «Неаполь»
Каталог товаров
  • Венки, Хвоя, Ленты
  • Цветы, Букеты, Зелень, Декор
  • Гробы, Урны, Фурнитура
  • Кресты, Ограды, Памятники
  • Обрядовые предметы
  • Одежда и обувь
  • Ритуальный Текстиль
  • Ткани и швейная фурнитура
  • Сувениры, Логотипы
  • Погребальные обычаи народов Крайнего Севера

    Погребальные обычаи народов Крайнего Севера

    Погребальные обычаи народов Крайнего Севера


    Погребальные обычаи народов Крайнего Севера



    Погребальные обычаи народов Крайнего Севера
    Традиции и обряды кочевых народов Севера тесно связаны с их образом жизни и климатическими условиями. Они, как и их предки, каслают по бескрайним просторам тундры за оленьими стадами, занимаются рыбной ловлей, добычей пушнины.

    У каждого народа свои обычаи, но есть в их ритуалах и общие черты, обусловленные схожим традиционным образом жизни. К смерти кочевые народы относятся философски – сколько отведено человеку, столько он и проживет. Это и не удивительно, ведь в экстремальных условиях Севера выживает сильнейший. Жители тундры верят, что душа бессмертна и переходит в загробный мир, где продолжает жить.

    Как же хоронят умерших в условиях вечной мерзлоты, где выкопать могилу практически невозможно?

    «Хальмер – погребальные обычаи ненцев»

    Ненцы верят, что на протяжении всей жизни душой ведает богиня Я'Миня. Именно она отмеряет их век. После смерти душа уходит в Нижний мир, где продолжает жить и оберегать свой род.

    Последний аргиш
    Фото: Газпром

    Хоронят обычно усопшего на следующий день после смерти. За это время семья готовит доски для будущего гроба. Ненцы не выкапывают могилы. Для них, как и для других коренных народов Крайнего Севера, характерны надземные захоронения. В последний путь покойного отправляют в одежде, в которой он умер, либо в той, которую он носил последнее время. Тело умершего не обмывают. Мужчин заворачивают в кусок внутреннего покрытия чума и обвязывают веревками от него же, а женщин оборачивают в покрывало от женской нарты. Выносят покойного не через вход, а приподняв полог чума с той стороны, где лежит умерший. Тело располагают на нартах: мужчин – на мужских, женщин – на женских. На другие нарты складывают вещи усопшего и доски для гроба, и покойный отправляется в последний аргиш (караван, состоящий из нескольких нарт, запряжённых оленями). Причем, чем значимей был человек, тем длиннее будет у него аргиш.

    Ненецкие кладбища


    Ненецкие кладбища (хальмер’) обычно расположены на возвышенностях по берегам рек и носят, как правило, родовой характер. Выбор возвышенных мест обусловлен не религиозными убеждениями, а сугубо практичными. Такое кладбище видно издалека, и кочевники во время перегона скота не нарушат случайным образом покой предков, а также олени не смогут поранить ноги о гробы, перевернутые нарты или кости сородичей, принесенных в жертву.
    Фото: Илья Буяновский

    По прибытии на место захоронения тело умершего кладут в гроб – деревянную конструкцию в виде четырехугольного ящика, скрепленного системой вертикальных и горизонтальных планок. Причем вертикальные планки значительно возвышаются над гробом. К планкам над головой покойного крепится колокольчик на горизонтальной рейке. В гроб складывают и личные вещи усопшего, которыми он пользовался при жизни. Часто рядом с могилами можно увидеть перевернутые нарты или даже снегоход, стоимостью как приличная иномарка. Ненцы верят, что всем этим умерший будет пользоваться в загробном мире. Перед тем, как положить вещи в гроб или оставить рядом, они портятся, но так чтобы это не было заметно. С одной стороны это связано с религиозными убеждениями ненцев – в ином мире все наоборот, и все порченное становится исправным. С другой стороны, это делается, для того, чтобы уберечь имущество покойных от мародеров.
    Фото: Илья Буяновский

    После того, как усопший и все его вещи положены в наземный гроб, его закрывают досками, а сверху накрывают куском бересты или ткани. Ящик устанавливают в 10-15 сантиметрах над землёй.
    Фото: Илья Буяновский

    Мужскую могилу можно узнать по хорею – высокой палке для погона оленей. Рядом с захоронением приносят в жертву оленей, на которых привезли умершего. Мясо едят сырым или тут же варят на костре. В прошлом оленей оставляли живыми прямо с упряжью и нартами.
    Фото: Илья Буяновский

    Еще в начале 20 века маленьких детей ненцы хоронили иначе. Колыбель с умершим ребенком подвешивали к дереву или к воткнутой в землю палке. Так, по мнению ненцев, душе ребенка легче было отправиться в иной мир.

    Поминальный обряд



    После похорон родственники умершего возвращаются домой другой дорогой. По прибытии в чум все проходят обряд очищения путем окуривания дымом. Часто чум устанавливают на новом месте.

    У ненцев не принято навещать умерших. На кладбище они приходят только хоронить. Однако у них есть некая форма поминок – хальмерха хангуронта. Устраивается она обычно весной и посвящена всем усопшим, похороненным на фамильном кладбище. В поминальном обряде участвуют все родственники, которые находятся поблизости. В честь покойных забивается олень, и его мясо варится на костре. Трапезу начинают не сразу, первые несколько минут паром должны угоститься умершие, а только потом живые. Дух усопшего взывают колокольчиком, подвешенным на могиле. При этом строго запрещено трогать могилы. Нельзя ничего поправлять или обновлять. Это считается вторжением в загробную жизнь, и тот, кто посмел нарушить покой мертвого, должен умереть. Именно поэтому ненцы скрывают захоронения от посторонних глаз.
    Фото: Илья Буяновский

    Особенности погребения народа ханты

    Представление о мире


    У ханты, как и у ненцев, мир духов богат и разнообразен. Их религиозное мировоззрение очень схоже.

    У ханты живым считается все, что движется или похожее на то, что движется. Предметы, похожие на зверя птицу или человека, наделяются сверхъестественными способностями, оказывающими влияние на людей. Жизнь – вечное движение, перевоплощение одного в другое. Они верят в то, что после смерти душа продолжает жить. Усопшие, потерявшие способность двигаться в этом мире, обретают эту способность в загробном, Нижнем мире, куда после смерти направляется их душа. Время там течет в обратном направлении. Потусторонний мир является зеркальным отражением реального, где все происходит наоборот: мертвое там оживает, поврежденное становится целым. Также как и ненцы, они снабжают умершего всем необходимым, чтобы он смог приспособиться к условиям жизни за гранью.

    Подготовка к погребению



    Кладбище и место рядом с ним называется сур. Здесь по верованию ханты умершие собирают ягоды, это своего рода пастбище для мертвых. У этого народа все хлопоты, связанные с похоронами лежат на плечах женщин. Погребальный обряд состоит из нескольких ритуалов. Знания о них передаются по материнской линии, и главную роль в его проведении играют самые старые женщины рода.
    Погребальные обычаи народов Крайнего Севера
    Хоронят покойного на третий день после смерти. Сразу после кончины в жилище зажигают лампы, которые горят около 5 дней. Умершего обмывают и одевают в лучшую его одежду. Затем тело помещают в гроб вместе с личными вещами. В течение двух дней усопший лежит в доме, где его оплакивают близкие. У головы находятся несколько емкостей, куда складывают угощения для умершего. Рядом накрывают стол. На третий день одна из родственниц обходит гроб против часовой стрелки, изгоняя души умершего веником из беличьего хвоста и нескольких прутьев шиповника.

    Погребальный и поминальный обряды


    Гроб с покойником выносят через дверь или окно вперед ногами. Если кладбище недалеко, то его несут на руках, если путь к нему не близкий – грузят на нарты. Обычно кладбище располагается близ деревни или ниже по течению реки. Хоронят умершего обязательно рядом с захоронениями родственников, чтобы в ином мире он смог с ними встретиться. Неглубокую могилу вырывают так, чтобы тело было обращено ногами на север. У головы покойного располагается специальное кострище – очаг. Здесь родственники проводят поминальные обряды. Причем, у каждой семьи должен быть свой очаг.

    Пока мужчины готовят могильную яму для усопшего, женщины разводят погребальный огонь в очаге и накрывают поминальный обед. Обязательной частью поминок является чай.За трапезу приступают после того, как гроб опустят в могилу. Сверху гроба складывают вещи и утварь, которые помогут покойнику освоится на том свете. Все вещи портят, для того чтобы в загробном мире все стало целым. Стоит отметить, что еще несколько десятков лет назад могильную яму не закапывали. Современные ханты присыпают гроб, сравнивая могилу с землей. Поверх устанавливают деревянное сооружение в виде домика с двускатной крышей из бревен и досок.
    Погребальные обычаи народов Крайнего Севера
    Во время поминального обеда часть угощений подносят к могиле покойного и других родственников.

    Иттарма и уру


    Погребальные обычаи народов Крайнего Севера
    После возвращения с кладбища женщины изготавливают Иттарму – маленькую куколку, куда поместится душа покойного. Её принято хранить в течение 4-5 лет рядом со спальным местом усопшего. При этом заботятся о ней, как о живой – одевают, кормят, укладывают спать. По истечении 4 лет для женщин, 5 – для мужчин иттарму кладут в могилу покойного. До этого времени вся забота о куколке полностью лежит на женщинах.

    Если человек умер неестественной смертью, то недалеко от кладбища строится небольшой домик-амбарчик – уру, установленный на высоком пне или столбе. В него помещают другую куколку, чуть меньше, чем иттарма. Сюда ханты приносят подарки, надеясь задобрить духа. Согласно верованию ханты, если человек был убит или умер вследствие несчастного случая, его душа опасна и может забрать с собой кого-нибудь из близких.
    Погребальные обычаи народов Крайнего Севера
    Как мы видим, духовный мир коренных народов Севера очень схож. Они живут в гармонии с природой в непростых условиях Крайнего Севера, веря, что после смерти жизнь не заканчивается. Но с приходом христианства не всем удалось сохранить вековые традиции своих предков. Коренные народы, переехавшие жить в города и поселки, поменявшие кочевой образ жизни на оседлый, хоронят своих близких так же, как и остальные жители – на городских и поселковых кладбищах. Часто на ненецком захоронении можно увидеть крест. Среди народа ханты много тех, кто принял православие. Даже среди местного населения, ведущего традиционный образ жизни, есть те, кто приходит на родовые кладбища на 9 и 40 день после смерти, воздвигает кресты у могил покойных. Однако северным народам, каслающим по просторам Русской Арктики, до сих пор удается сохранить знания и традиции, тысячелетиями передававшиеся из поколения в поколение. Они по-прежнему поклоняются идолам, просят о помощи и защите духов природы, а усопших провожают в последний аргиш.

    Источник - yandex.dzen
    03.04.2023

    Возврат к списку