Похороны в СССР: становление погребального обряда — информационные новости от компании «Неаполь»
Каталог товаров
  • Венки, Хвоя, Ленты
  • Цветы, Букеты, Зелень, Декор
  • Гробы, Урны, Фурнитура
  • Кресты, Ограды, Памятники
  • Обрядовые предметы
  • Одежда и обувь
  • Ритуальный Текстиль
  • Ткани и швейная фурнитура
  • Сувениры, Логотипы
  • Похороны в СССР: становление погребального обряда

    Похороны в СССР: становление погребального обряда

    Похороны в СССР: становление погребального обряда

    Похороны в СССР: становление погребального обряда

    Изображение взято из сервиса Яндекс.Картинки


    Социальные потрясения начала ХХ века в России, радикально изменившие облик страны, затронули буквально все сферы жизни. Пришедшая к власти в 1917 г. коммунистическая партия провозгласила курс на всеобщее равенство: было отменено имущественное и сословное разделение общества, а православная вера, веками определявшая сознание русских людей, была отделена от государства.

    Однако советская власть стремилась уравнять своих граждан не только в жизни, но и в смерти. В 1918 г. на свет появился специальный декрет “О кладбищах и похоронах”, который уравнял представителей всех религий и сословий в погребальных обрядах. Теперь все граждане нового прогрессивного государства должны были быть похоронены на общих кладбищах, независимо от этнической, социальной, религиозной и иной принадлежности.

    В результате таких радикальных преобразований погребальный обряд был достаточно серьёзно реформирован, однако некоторые его элементы всё же не утратили своего первоначального, дореволюционного, значения. Именно благодаря этому сформировался своеобразный эклектичный обряд, элементы которого дошли и до наших дней.

    Как проходили дореволюционные похороны?

    Дореволюционные похороны. Изображение взято с сайта Pinterest (автор - пользователь Lille Prinsen)
    Дореволюционные похороны. Изображение взято с сайта Pinterest (автор - пользователь Lille Prinsen)

    Начать стоит с описания похоронного обряда в том виде, в каком он застал революцию.

    Похоронный ритуал в дореволюционной России, безусловно, основывался на православной религиозной традиции, сохранив определённую долю языческих элементов и древних суеверий.

    Умершего, согласно церковному обряду, было принято хоронить на третий день после смерти (эта традиция осталась и в советских похоронах). В течение первого дня покойника обмывали, надевали на него длинную белую рубаху, затем укладывали на столе или лавке для церемонии прощания. Глаза покойному закрывали медными пятаками - древний обычай, известный ещё в Древней Греции.

    После указанных процедур члены семьи или служители церкви читали над покойным Псалтирь. Затем тело укладывали в гроб, выносили из дома (обязательно ногами вперёд!) и переносили в церковь, где тело оставалось на всю ночь. После этого было принято мыть в доме полы, чтобы “смыть следы” и чтобы дух покойного не мог вернуться назад. Для этих же целей использовали еловые ветви - эта традиция дошла и до наших дней.
    Дореволюционные похороны. Изображения взяты из сервиса Яндекс.Картинки

    Утром следующего дня священник проводил обряд отпевания, после которого гроб несли на кладбище.

    После прощания гроб заколачивали и опускали в могилу. Нередко в похоронном обряде принимали участие плакальщицы - женщины, в обязанность которых входили громкие причитания и плач по покойному.

    Обряд завершался целованием образов и раздачей кутьи - пшеничной каши (или риса) с мёдом и фруктами. После кладбища участники церемонии шли на поминальный обед.


    А как хоронили после революции?


    Похороны в СССР. Изображения взяты из книги Анны Соколовой "Новому человеку - новая смерть?"

    Как уже было сказано, одним из главных постулатов советского мировоззрения стал воинствующий атеизм, а именно отказ от любых религиозных обрядов.

    При этом запрет религиозных обрядов и символов должен был означать, что взамен должно появиться что-то нового, советское. Так и произошло: акт погребения становился особой разновидностью пропаганды коммунизма с новыми символами, атрибутами и ритуалами.

    Отличие послереволюционного похоронного обряда главным образом заключалось в отказе от церковной панихиды - вместо неё водилась панихида гражданская. На ней соратники (а иногда даже однопартийцы), друзья и родственники усопшего произносили торжественные речи, рассказывая о достоинствах умершего, его высоких принципах и революционном наследии. При этом тело покойного, уложенное в гроб, выставлялось в общедоступном месте, например, на месте работы и по адресу проживания.

    После прощания гроб, обитый красной тканью, под звуки оркестра, игравшего “Вы жертвою пали в борьбе роковой”, везли по улицам города на кладбище. Участники процессии зачастую несли транспаранты и красные флаги.

    На могилах похороненных по новому обряду людей не устанавливали крестов: их заменил новый символ - красная звезда. В качестве надгробия устанавливали деревянную или металлическую пирамидку, на которой указывали имя и годы жизни покойного.

    При этом зачастую похороны в первые годы после революции проходили всё ещё по православному обряду (тайно) по причине консервативности основной массы населения. В 20-е гг. и вовсе были попытки ввести кремацию покойников, однако они потерпели абсолютное фиаско: сожжение тела было чуждо православной погребальной традиции и воспринималось населением как погружение покойного в “геенну огненную”, то есть, в ад.
    Агитационные материалы по кремации. Изображения взяты из книги Анны Соколовой "Новому человеку - новая смерть?"



    Типичные похороны в позднем СССР



    В 60-е г. XX в. была сделана последняя попытка разработки и повсеместного внедрения типового советского погребального обряда. По всей стране были организованы ритуальные бюро, для которых были разработаны специальные регламенты.

    В итоге произошло слияние старых и новых обычаев, образовавших довольно эклектичную обрядовую форму, которая во многом определялась бытовыми особенностями и условиями жизни. С небольшими вариациями эта форма просуществовала вплоть до распада Советского Союза, а затем, немного изменившись, стала основой современных похорон.

    Характерными чертами позднесоветских похорон являлось “общественное” прощание с покойным: “хрущёвки” с крохотными квартирами обусловили организацию прощания возле подъездов-парадных. Открытый гроб ставили на табуретки, рядом стояли или сидели члены семьи покойного.

    В остальном позднесоветские похороны были практически идентичны современному обряду за редкими исключениями.

    Пожалуй, главное отличие современных похорон от советских заключается в отпевании усопшего в церкви либо на кладбище, взамен гражданской панихиды, а поминальный обед, вместо столовой, устраивается в кафе или ресторане.

    Источник - yandex.ru
    11.04.2023

    Возврат к списку