Тело умершего начинают готовить к погребению сразу же после смерти. Губы покойника полагается смочить водой, а на грудь следует положить специальный нож, который, как считается, отгоняет злых духов. Подле кровати усопшего ставят небольшой столик, украшенный цветами и ароматизированной свечой. Если в семье усопшего есть буддистский или синтоистский алтарь, его закрывают белой бумагой для защиты усопшего от злых духов.
Тело умершего омывают, после чего на его лицо наносят погребальный макияж. Женщин обычно хоронят в кимоно, а мужчин – в деловом костюме. В гроб кладут любимые вещи покойного и шесть монеток. По легенде этими деньгами умерший сможет расплатиться за переправу через реку мертвых Сандзу.
Отпевание – это первая церемониальная часть японских похорон. Обычно его проводят в буддистских храмах. Если умерший был буддистом, то на церемонии буддистский священник зачитывает сутры, а прощающиеся приходят с чётками-дзюдзу. Отпевание заканчивается тогда, когда священник завершает прочтение сутры.
На траурную церемонию принято приходить в строгих черных одеждах. Женщины надевают платье или кимоно черного цвета, мужчины – черный костюм, черный галстук и белую рубашку.
Члены семьи садятся подле гроба с телом умершего, остальные участники церемонии располагаются поодаль. Каждый из присутствующих должен трижды воскурить церемониальные благовония.
На отпевании принято дарить семье усопшего деньги. Обычно их приносят в специальном конверте, украшенном траурными цветами. Сумма внутри конверта зависит от того, насколько гость состоятелен и от его близости с усопшим. По завершению церемонии родственники покойного одаривают остальных участников деньгами в ответ. Этот дар обычно составляет от четверти до половины подаренной гостем суммы.
Прощание с покойным проходит на следующий день после отпевания. Проводится оно также в буддистском храме. Это последняя возможность проститься с человеком, и многие гости в знак скорби опускают цветы на плечи и голову умершего.
Как и отпевание, прощание в Японии сопровождается чтением буддистских сутр и курением благовоний. В рамках церемонии священник нарекает умершего новым именем. Оно призвано защитить умершего от возвращения из мира мертвых, если его позовет кто-то из живых.
По окончанию церемонии гроб с телом покойного закрывают, погружают на катафалк и отвозят в крематорий.
Кремация – самый распространенный способ погребения в Японии, её выбирают более 95% жителей страны. Родственники усопшего в тишине наблюдают, как тело покойного отправляется в печь крематория. Затем они покидают траурный зал и возвращаются через два часа, чтобы забрать прах.
Перенос праха в урну также должен проходить в виде церемонии. Два близких родственника переносят прах покойного в урну с помощью крупных металлических палочек. Прах закладывают, начиная с нижней части тела и заканчивая верхней. Считается, что останки в урне ни в коем случае не должны быть перевернутым. Это единственная церемония в японской культуре, при которой считается допустимым и правильным передавать палочками что-то другому человеку.
После того как прах перенесли в урну, останки покойного хоронят на одном из японских кладбищ в семейно-родовом захоронении, либо в могиле на корпоративном участке.
На семейно-родовых надгробиях нередко сразу наносится два имени: покойного и его супруги, даже если она еще жива. Чтобы подчеркнуть, что человек еще жив, поверх гравировки наносится красная краска. Когда супруга (или супруг) покойного умирает, её прах опускают в существующую могилу, а краску стирают.
Корпоративные захоронения отведены для служащих компании, чаще в них хоронят менеджеров среднего и высшего звена. Надгробия могут быть украшены логотипом компании, либо выполнены в виде её продукции. Нередко такие захоронения проводятся за счет организации. Быть похороненным в предоставленной компанией могиле – это большая честь и признание заслуг покойного. Некоторые такие захоронения соседствует с историческими склепами и саркофагами, в которых покоятся останки средневековых японских самураев, даймё и сёгунов.
Культ предков – важная часть верований японцев. В каждой семье есть алтарь, посвященный умершим предкам. Считается, что умерший остается в семье, превращаясь в покровителя своей родни.
Усопшего принято поминать на 7-й и 49-й день после кончины, хотя в некоторых регионах страны эти даты могут отличаться.
В дальнейшем память усопших почитают четырежды в год: на праздник Обон (день всеобщего поминовения усопших), Новый Год и в дни равноденствия.
В такие дни к семейному алтарю приносят традиционные угощения, либо любимые блюда умершего. В день поминовения друзья покойного могут прислать его семье продукты для приготовления этой трапезы.
Для японцев умерший покидает дом только тогда, когда были погребены его внуки. После этого он присоединяется к духам, которые покровительствуют над всем родом. Пока этого не произошло, родные умершего обращаются к семейному алтарю, чтобы разделить с усопшим свои переживания, радости и невзгоды.