Процесс похорон Петра I — информационные новости от компании «Неаполь»
Каталог товаров
  • Венки, Хвоя, Ленты
  • Цветы, Букеты, Зелень, Декор
  • Гробы, Урны, Фурнитура
  • Кресты, Ограды, Памятники
  • Обрядовые предметы
  • Одежда и обувь
  • Ритуальный Текстиль
  • Ткани и швейная фурнитура
  • Сувениры, Логотипы
  • Процесс похорон Петра I

    Процесс похорон Петра I

    В ночь с 28 на 29 января 1725 в старом Зимнем дворце скончался император Петр I. Перед смертью Петр не высказал никакого пожелания относительно того, где следует его хоронить — в Архангельском соборе Московского Кремля или в Петербурге в новом, еще не достроенном и не освященном соборе. После споров остановились на последнем варианте, поскольку все понимали символическое значение связи основателя города с самим городом.

    Тело Петра I забальзамировали, после чего скульптор Бартоломео Растрелли снял посмертную маску с лица Петра. Гроб с телом выставили для прощания в Тронном зале Зимнего дворца, превратившемся в «печальную залу». На стенах зала, обтянутых черным сукном, развесили гобелены, поместили гербы русских городов. Гроб стоял на высоком постаменте, по углам которого были установлены четыре статуи, в аллегорической форме изображавшие скорбь о потере монарха. В течение сорока дней происходило прощание с усопшим императором. 4 марта 1725 года умерла младшая дочь Петра Наталья, ее гроб выставили в соседнем с «печальной залой» помещении.

    Процесс похорон Петра I
    Похороны назначили на 10 марта. За два дня до этого «учрежденные,— по словам современника,— из воинских чинов персоны всюду по городу проехав, имея при себе знамена, трубы и литавры, день погребения народу объявили». Тогда же опубликовали указ о закрытии в день похорон кабаков, увеселительных заведений, запрете продажи всего, «кроме нужного к пропитанию». В предстоящей церемонии особая роль отводилась процессии переноса тела в Петропавловский собор. Превратившись в грандиозный спектакль, зрителями которого становились все жители Петербурга, эта церемония осталась практически неизменной при похоронах всех российских императоров.

    «10 марта около полудня пушечным выстрелом с Санкт-Петербургской крепости город извещен о начале траурной церемонии, после второго и третьего выстрелов началось само шествие. Маршрут процессии проходил от Зимнего дворца по набережной до Почтового дома (сейчас на этом месте стоит Мраморный дворец), а затем по льду Невы до крепости. Вся дорога была посыпана речным песком и устлана свежими еловыми лапами. На льду был устроен помост с перилами, покрытыми черным сукном. Одновременно с началом шествия во всех церквах города раздавался перезвон, а со стен крепости производилась пушечная пальба через каждую минуту, продолжавшаяся до внесения гроба в собор».

    Открывал церемониальное шествие отряд из двадцати пяти гвардейских унтер-офицеров с алебардами, обвязанными черным крепом. За ними на лошади ехал генерал, символизировавший начало собственно процессии. Затем следовали гоф-фурьеры, музыканты с литаврами и трубами, пажи и придворные кавалеры, иностранные купцы. Все они были одеты в черные плащи и шляпы с опущенными полями. Церемониймейстеры несли знамена: военное красное и 32 знамени с гербами земель и провинций. Они отражали историю создания Российской империи с древнейших времен. За знаменами следовали два рыцаря: одни —в золотых латах, с обнаженным мечом, верхом на коне, другой — пеший, в черных латах, с мечом, опущенным вниз. В этом усматривалась аллегория жизни и смерти, радости и горя, торжества и печали. Символу печали соответствовали также несущие сзади большое черное знамя и идущая лошадь, покрытая черной попоной. За рыцарями несли щиты с гербами Сибирского, Астраханского и Казанского царств, городов Новгорода, Владимира, Киева и Москвы, за ними— щит с государственным гербом, обвитом 32 провинциальными гербами, Перед гробом цесаревны Натальи Петровны, который несли на руках 16 офицеров, шло духовенство .Перед гробом Петра I четыре офицера шли с государственными мечами, опущенными вниз, другие офицеры несли на подушках Императорские ордена: сначала иностранные, затем российские. Далее несли короны Сибирского, Астраханского и Казанского царств, скипетр, державу и императорскую корону. Они символизировали «собственную славу»императора. Восемь полковников вели под уздцы восьмерку покрытых черным бархатом лошадей, везших гроб императора под роскошным балдахином. За гробом в сопровождении Меншикова и Головкина шла императрица Екатерина I «в печальном (т. е. черном) платье, с закрытым черною материею лицом», Далее следовала императорская фамилия, за ней — жены знатных лиц, чиновники. Замыкала шествие гвардия. Ежеминутная пушечная пальба со стен крепости как бы подчеркивала мрачность и торжественность процессии, и, по словам современника, «разливала некий печальный ужас».

    Процесс похорон Петра I
    Ко времени смерти Петра I Петропавловский собор еще не достроили. Поэтому «Печальная комиссия» поручила Доменико Трезини построить в строящемся каменном соборе деревянную церковь для погребения. Все стены ее обили черным сукном — символом траура. В центре ее устроили катафалк, возвышавшийся на пять ступеней над полом. По недостатку места в деревянную церковь допускались только представители высшей знати и духовенства. Остальных участников церемонии разместили внутри строящегося собора на особых галереях и ступенях. Гроб с телом Петра поставили на катафалк с правой стороны, а Натальи Петровны (ниже на две ступени) — с левой. Два рыцаря в золоченых и черных латах — аллегории жизни и смерти — стали в изголовье гроба императора. На табуреты, стоявшие у катафалка, возложили императорские регалии.
    Процесс похорон Петра I

    Когда началась заупокойная служба, то оба гроба, по православному обычаю, были открыты. Церемония панихиды и отпевания продолжалась не более часа. После отпевания на катафалк для прощания с телом взошли императрица и члены царской семьи. Затем оба гроба закрыли, и, в знак предания тел земле, на их крышку положили по горсти земли. В этот момент со стен крепости произвели троекратный ружейный и пушечный салют. В течение шести лет гроб с телом Петра I оставался в деревянной церкви. По описаниям современников, у катафалка стоял круглосуточный караул «с алебардами, повязанными черным крепом, а в середине, у самого гроба, стояли двое в черных плащах и с обнаженным оружием». Примечательно, что в этих описаниях отсутствует упоминание о гробе Натальи Петровны. По-видимому, его предали земле вскоре после отпевания.Могила Петра I в Петропавловском соборе
    Источник - Дзен
    14.04.2023

    Возврат к списку