По всем правилам православной церкви, отпевание и погребение невозможно, если человек был некрещеным, или крещенным, но отрекшимся от веры; исключаются также люди, которые с юмором и насмешками относятся к вере или были враждебный к ней – и, наконец, люди, наложившие на себя руки (самоубийцы). Самоубийцы могут быть похоронены по всем православным правилам, если были психически нездоровыми – для этого, впрочем, требуются определенные подтверждения врачей и согласие Епархии на его отпевание.
Заочное отпевание не запрещено в строгой форме, но не поощряется церковью. Раньше его могли разрешить, когда на руках не имелось тела умершего для погребения: к примеру, если человек был объявлен пропавшим или утонул, или когда тело сгорело при пожаре. Понятно, что так может происходить довольно часто при землетрясениях и других стихийных бедствиях.
Во времена Советского Союза, когда власть активно боролась с любыми проявлениями религии и уничтожала церкви и храмы, данная опция была распространена среди верующего народа, так как многим людям просто не оставалась ничего другого. Даже сейчас в разных частях Российской Федерации священнослужители готовы пойти на встречу верующим и проводят заочное отпевание, если того требуют обстоятельства.
Хотя иконы возлагают вместе с покойным, перед началом процедуры кремации их следует вынуть из гроба, поскольку сожжение священной реликвии считается кощунственным и глубоко греховным актом – изображения святых запрещено предавать огню.
По мнению отдельных священнослужителей, усопшие подлежат погребению без иконы, и изображения святых нужно вынимать из гроба перед окончательным упокоением тела. Впрочем, этот запрет носит скорее рекомендательный характер, поскольку РПЦ не издавала высокого уровня религиозных документов, однозначно фиксировавших бы данную норму. Известна также история святого Серафима (Саровского), который недвусмысленным образом попросил, чтобы его захоронили вместе с иконой – тем самым он создал прецедент, ведь святой человек по определению не мог просить о чём-либо греховном.
Другой вопрос – следует ли сохранить икону, которая была использована при похоронах, если было решено в итоге её достать. Возможно, она будет слишком сильно напоминать о покойном и рождать в сердцах безутешное горе – тогда, безусловно, лучше передать её в ближайший храм. Однако подобная икона может послужить и в качестве врат для благих пожеланий со стороны родных покойного, которые они адресуют ему – тогда её следует поставить в памятный угол и доставать каждый год в день кончины близкого человека, тепло вспоминая о нём.
За многие столетия в русской культуре появилось много примет и поверий, которые могут быть не связаны с верой, но всегда соблюдаются при проведении траурной церемонии. В частности: